Моторные лодки, катера, надувные лодки, технические данные и описания лодок, проекты лодок для самостоятельной постройки
 

на главную добавить в избранное почта

Моторные лодки, катера >>> "Обь"
Меню:

Моторные лодки, катера

Описания, технические данные мотолодок.
всего: 18 статей

Надувные лодки
Описания некоторых моделей, выбор надувной лодки, уход и обслуживание, консервация лодки на зиму...
всего: 9 статей

Для самостоя-
тельной постройки

Проекты лодок для самостоя-
тельной постройки, постройка лодки в малогабаритной квартире, чертежи, схемы, советы...

всего: 5 статей

Гостевая книга
Ваши пожелания, замечания, предложения, соображения...

Мотолодки "Обь", "Обь-М", "Обь-3"

'Обь-М' (слева) и 'Обь' (справа) в гонке.

Основные данные:
"Обь"
"Обь-М"
"Обь-3"
Длина наибольшая, м
4.20
4.24
4.30
Ширина наибольшая, м
1.45
1.52
1.56
Высота борта на миделе, м
0.55
0.61
0.67
Угол килеватости днища на транце
--
Масса с оборудованием и снабжением, кг
140
170
185
Грузоподъемность, кг
400
400
400
Пассажировместимость, чел.
4
4
4
Допустимая мощность ПМ, л.с.
25
30
30
Скорость под мотором:
"Вихрь"
(20 л.с.)
"Вихрь-М"
(25 л.с.)
"Вихрь-30"
(30 л.с.)
с полной нагрузкой, км/ч
34
31~32
40
максимальная, км/ч
40
34~36
--

Мотолодка "Обь"

Мотолодка 'Обь'.

Прототипом для создания лодки "Обь" послужила пластмассовая мотолодка "ПК-5", проект которой был опубликован в сборнике "Катера и яхты" № 2/1964 г. Благодаря отличным ходовым качествам и мореходности "Обь" быстро завоевала популярность среди любителей водно-моторного спорта и туризма в нашей стране. Она широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу. "Обь" имеет остроскулыи плиссирующий корпус с днищем "закрученного" типа с сужением кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу. Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают непотопляемость лодки. Общий объем булей - 65 л, носового отсека - 200 л.
Теоретический чертеж корпуса мотолодки "Обь"
Теоретический чертеж корпуса мотолодки "Обь"
В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в палубе предусмотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит спереди защищен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована подмоторная ниша.   Корпус лодки клепаной конструкции изготовлен из листов дюралюминия Д16 толщиной 1,5~2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты.   Лодка поставлялась в торговую сеть без тента и с минимальным снабжением. В производство этой модели было прекращено в связи с переходом на выпуск мотолодки "Обь-М".

Мотолодка "Обь-М"

Мотолодка 'Обь-М'.

Дюралюминиевая мотолодка "Обь-М" выпускалась с 1975 г. вместо мотолодки "Обь". При разработке обводов были использованы результат модельных испытаний этой лодки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена килеватость днища в носовой части, благодаря чему снизились ударные нагрузки при ходе на волнении. На "Оби-М" разрешается выходить при волнении до 3 баллов с удалением от берега на 3 км. Развитая вторая скула, заменившая наклонные були, обеспечила увеличение общей площади глиссирующих поверхностей, что в конечном итоге повлияло на улучшение стартовых характеристик лодки. При увеличении нагрузки вплоть до полной скорость лодки снижается незначительно - всего на 3~4 км/ч. Кроме того, появление второй скулы и значительное увеличение ширины по палубе в кормовой части корпуса существенно повысило безопасность плавания.

Теоретический чертеж корпуса мотолодки "Обь-М"
Теоретический чертеж корпуса мотолодки "Обь-М"

Корпус изготавливался из дюралюминиевых сплавов Д16 и Д1 клепаной конструкции. Система набора - смешанная. Обшивка и транец штампуются из листов толщиной 2 мм. В соединениях используется уплотнительная тиоколовая лента и замазка. Корпус собирается из двух секций: нижней и верхней (палубы), стык по всему периметру окаймляется прессованным профилем, который служит привальным брусом.   Непотопляемость лодки обеспечивается пенопластовыми блоками, уложенными вдоль бортов и в нижней части форпика.   Пространство под носовой палубой использовано под багажный отсек с герметически закрывающимся люком в палубе. Дополнительный багажный отсек выгорожен в корме. Он рассчитан на размещение штатного бачка и четырех 10-литровых канистр. Для доступа в этот отсек сделаны два расположенных по бокам от подмоторной ниши лючка, закрывающихся крышками.   Пассажиры размещаются на четырех мягких сиденьях, которые можно легко снять с лодки или разложить в спальные места. Расположение сидений можно регулировать, сдвигая их как по длине, так и по ширине лодки.   Лодка оборудована ветровым стеклом, съемным тентом и дистанционным управлением подвесным мотором, деревянными сланями. Боковины тента откидные; в скатанном положении они закрепляются лямками. В снабжение входят весла, спасательный линь, ремонтная аптечка.

Под мотором "Вихрь-М" скорость с одним водителем составляет 34-36 км/ч, а с полной нагрузкой 31-32 км/ч.


Опыт водномоторников показал, что "Обь-М" - неудачная лодка. К тому же при длительной эксплуатации выяснилось, что планширь и продольный набор "Оби-М" из дюралевого уголка оказались подверженными сильной коррозии (старая "Обь" практически не корродировала). Заводу следовало бы оставить неизменными обводы старой "Оби" и обновить внутреннюю планировку, сделать более удобными сиденья и рундуки, заменить воздушные отсеки плавучести пенопластом, и т.д. Неудача заставила проектировать новую лодку. Так родилась "Обь-3".


Мотолодка "Обь-3"

Общее устройство мотолодки 'Обь-3'.
Общее устройство мотолодки "Обь-3"

Приступая к разработке конструкции мотолодки "Обь-3", которая должна заменить модели "Обь" и "Обь-М", конструкторы Новосибирского авиазавода имени В. П. Чкалова стремились максимально учесть пожелания и предложения владельцев этих моделей лодок.

Новая модель имеет тримаранные обводы днища в носовой части, переходящие в корме в обводы типа "крыло чайки". Во время движения в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами, увеличивая подъемную силу, а при глиссировании при помощи тех же спонсонов в туннелях создается воздушная подушка, которая уменьшает смачиваемую поверхность днища. За счет отгиба скулы при максимальных скоростях снижается волнообразование, увеличивается динамическая остойчивость лодки. Два продольных редана повышают гидродинамическое качество и придают днищу дополнительную жесткость. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватость, что обеспечивает мягкость хода и хорошую всхожесть на волну. Все эти особенности обводов улучшают гидродинамические характеристики "Оби-3" по сравнению с "Обью-М". Корпус и весь внутренний набор (шпангоуты, стрингеры) изготовлены из высокопрочных алюминиевых сплавов Д16 и Д1. Детали соединены заклепками с прокладкой герметизирующего материала. Изнутри борта кокпита и подмоторного отсека зашиты легкосъемными алюминиевыми панелями.   В кокпите мотолодки установлены четыре удобных кресла с мягкими съемными подушками. При необходимости кресла легко раскладываются в спальные места. Мотолодка оборудована однорычажным ДУ газом и реверсом двигателя, а также рулевым ДУ. От встречного ветра и брызг экипаж предохраняет ветровое стекло, установленное на палубе. По верхнему краю стекла сделана жесткая трубчатая окантовка, которая переходит в удобные леера-поручни по бортам. "Обь-3" оборудована быстросъемным тентом, который надежно защищает пассажиров от непогоды. Каркас тента изготовлен из тонкостенных металлических труб.   В носовой части расположено багажное отделение с откидывающейся крышкой люка. Для размещения штатного бачка и запасных емкостей с топливом в кормовой части лодки предусмотрен подмоторный отсек с люками. На днище между креслами уложен деревянный пайол шириной 380 мм. Для обеспечения непотопляемости по бортам и днищу установлены блоки плавучести. Для удобства швартовки судна на палубе предусмотрены две утки. Для транспортировки имеются три подъемных рыма - один носовой и два кормовых (на транце). Мотолодка укомплектована ходовыми огнями, черпаком, спасательным линем, швартовным концом, веслами, ремонтной аптечкой.

Ходовые испытания новой модели с подвесным мотором "Вихрь-30" и штатным гребным винтом проводились на Обском водохранилище и реке Обь. С полной нагрузкой скорость составила 40 км/ч. Лодка имеет достаточную статическую и динамическую остойчивость - на полном ходу при самой резкой перекладке руля перевернуть судно практически невозможно. Мореходные испытания проводились при максимально допустимой волне. При движении под любыми курсовыми углами к бегу волн кокпит не забрызгивается.


"Обь-3", безусловно, мореходнее "Оби-М" и обладает лучшими скоростными характеристиками. Однако по габаритам и весу она уже приближается к лодкам типа "Казанка-5" и "Прогресс". Таким образом, такие положительные качества, заложенные в первоначальную концепцию старой "Оби", как малый вес, простота оборудования, неприхотливость в эксплуатации, возможность применять лёгкие экономичные моторы, оказались утраченными.




Copyright © 2007-2013 Все права защищены.
При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.