Меню:
Моторные лодки, катера
Описания, технические данные мотолодок.
всего: 18 статей
Надувные лодки
Описания некоторых моделей, выбор надувной лодки, уход и обслуживание, консервация лодки на зиму...
всего: 9 статей
Для самостоя-
тельной постройки
Проекты лодок для самостоя-
тельной постройки, постройка лодки в малогабаритной квартире, чертежи, схемы, советы...
всего: 5 статей
Гостевая книга
Ваши пожелания, замечания, предложения, соображения...
|
|
|
Мотолодка "Крым-3"
"Крым-3" выпускается Пермским судостроительным заводом "Кама", по проекту, разработанному ЦКБ "Нептун".
Проектированию "Крыма-3" предшествовал анализ опыта эксплуатации серийных прогулочно-туристических глиссирующих мотолодок. В частности, рассматривались наиболее распространенные варианты их использования. Конструкторы пришли к выводу, что главным целевым назначением мотолодки остается проведение на ней выходных дней и отпуска семьей из трех-четырех человек. В связи с этим и была сформулирована основная идея проекта: обеспечить максимальную вместимость при достаточно высоком уравне комфорта, удобство и безопасность использования мотолодки в туристическом походе (при шлюзовании и в других ситуациях).
Наибольшее внимание было уделено полезному использованию внутреннего объема. Мы полностью отказались от бортовых потопчин, что дало возможность сделать кокпит существенно - на 250-300 мм - шире.
Сравнительные данные прогулочно-туристических мотолодок
Мотолодка |
Длина, м |
Размеры коптита, м
его площадь, м2 |
Кол-во закрытых
багажников
и их объем, м3 |
Паспортная
пасожиро-
вместимость |
Кол-во резервн
мест для
сидения |
"Прогресс-4" |
4,7 |
2,7 Х 1,3 (3,51) |
1 (0,33) |
4 |
2 |
"Казанка-5" |
4,5 |
2,6 Х 1,28 (3,33) |
1 (0,15) |
4 |
- |
"Крым" |
4,25 |
2,3 Х 1,3 (2,99) |
2 (0,36) |
5 (без багажа) |
- |
"Днепр" |
4,4 |
2,35 Х 1,24 (2,91) |
1 (0,24) |
4-5 |
- |
"Сарепта" |
4,6 |
2,6 Х 1,28 (3,33) |
1 (0,47) |
6 (без багажа) |
2 |
"Крым-3" |
4,7 |
3,0 Х 1,58 (4,74) |
3 (0,84) |
5 |
2 |
Сравнение "Крыма-3" с серийными мотолодками показывает, что общий объем багажников на нем больше, чем, например, на имеющем практически те же размерения "Прогрессе-4", в 2,5 раза, а площадь кокпита увеличена более чем на треть - на 35%.
Приводим краткое описание серийного "Крыма-3". Лодка имеет клепано-сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМг-5В. Материал корпуса позволяет эксплуатировать лодку в морской воде. В максимальной степени был использован принцып объединения в одном конструктивном элементе функций детали конструкции корпуса и детали обстройки или оборудования. Это позволило заметно уменьшить вес конструкции ("голый" корпус весит 130 кг),количество деталей и протяженность соединений.
Применены выпукло-килеватые обводы с умеренной килеватостью днища (15o - на миделе, 7o - на транце). Размерения лодки приняты максимально возможными по условиям производства, но в то же время с расчетом на возможность обеспечения высокой скорости (при заданной грузоподъемности 500 кг) с моторами допустимой нашим любителям мощности (2 по 25 л.с.).
Принципиальное компоновочное решение - традиционное для большинства наших мотолодок.
Форпик, использующийся в качестве носового багажника, отделен от кокпита сплошной переборкой на шп. 2,5. Крышка люка в носовой палубе имеет брызгонепроницаемое исполнение.
Основное оборудование кокпита состоит из трех рундуков (двух продольных и кормового поперечного). Бортовые сиденья-рундуки (размеры в плане 1,3 Х 0,45 м) снабжены спинками, которые крепятся на шарнирах и при оборудовании спального места откидываются в сторону кормы - в проем между бортовым и кормовым рундуками. Получается койка длиной 1,75 м. В вертикальном положении спинка разделяет рундук на два сидячих места "спина к спине". К верхним штампованным крышкам рундуков присегиваются поролоновые матрацы. Сами рундуки служат вместительными багажниками. Учтено положение многих владельцев лодки: форпик и все рундуки при необходимости могут быть заперты на висячие замки.
Поперечный кормовой рундук между подмоторной нишей и переборкой на шп. 8 предназначем для хранения топлива. Сюда входят семь стандартных 20-литровых канистр; таким образом, нормальный запас бензина составляет 140 л.
Основные данные мотолодки "Крым-3"
Длина наибольшая, м |
4,70 |
Ширина наибольшая |
1,80 |
Высота борта в носу/на миделе/в корме, м |
0,75/0,8/0,73 |
Мин. высота надводного борта, м |
0,35 |
Вес с оборудованием, кг |
245 |
Полное водоизмещение, кг |
745 |
Допустимая мощность моторов, л.с. |
50 |
Кормовой рундук снабжен штампованной крышкой, открывающейся из кокпита. На нее также укладывается поролоновый матрац, так, что рундук служит при надобности сиденьем на три места или дополнительной койкой.
Всего в кокпите семь мест для сидения; паспортная же пасажировместимость (пять человек) установлена по грузоподъемности. Естественно, что "Крым-3" будет наиболее комфортабельным судном при экипаже - четыре, а во время длительных переходов - три человека.
На правом борту в проеме между бортовым и кормовым рундуками легко устанавливается съемный столик. В походном положении он складывается и пристегивается к нижней поверхности крышки кормового рундука.
В коробчатых конструкциях бортов оборудованы места для хранения мягких вещей или небольших предметов. Мягкие вещи можно укладывать и в полые спинки бортовых рундуков.
Предусмотрена посадка в лодку и высадка из нее через носовую палубу. Для этого средняя секция ветрового стекла сделана открывающейся - откидывающейся в нос и на левую сторону, а в носовой части кокпита под "форточкой" имеется своеобразная палочка-ступенька. В походных условиях на эту ступень удобно устанавливать портативную газовую плитку.
Пост управления расположен по правому борту. Это позволило, во-первых, компенсировать весом водителя крен от реактивного момента при работе гребных винтов, а во-вторых расположить дистанционное управление газом и реверсом мотора под правой рукой водителя. Вместе с тем конструкция бортовой, кормовой части палубной секции и всей "передней панели" выполнена совершенно симметричной относительно ДП, так что в случае необходимости рулевое управление может быть смонтировано и по левому борту - как обычно. В штатном варианте слева в панели оборудован шкавчик. Над полочкой-ступенькой в вертикальной стенке имеется ниша, удобная для хранения мелких предметов.
Для защиты от непогоды мотолодка снабжена мягким тентом, в котором предусмотрены кормовые и бортовые окна из прозрачной немнущейся пленки. В передней части тента сделам застегивающийся на "молниях" клапан-люк, позволяющий выходить из лодки на носовую палубу при поставленном тенте. Свернутый тент и дуги складываются к выгородке подмоторной ниши так, что не мешают обслуживанию моторов и не портят "горбом" силуэта мотолодки. Непотопляемость лодки обоспечивается блоками пенопласта в полиэтиленовых чехлах, уложенных в носу (под настилом в форпике) и в корме - в кормовом рундуке.
Подуключины установлены перед ветровым стеклом. Грести можно, открыв среднюю створку ветрового стекла и сидя на крышке люка форпика спиной вперед, опустив ноги на ступеньку. Конечно, это не идеальное положение гребца, но на небольшие расстояния перемещаться можно.
Мотолодка оборудована отличительными, топовым и гаковым огнями, включение которых производится с поста управления лодкой. Здесь же на пульте предусмотрено гнездо для установки дистанционного тахометра (прибор ТС).
Испытания и эксплуатация опытных образцов "Крыма-3" показали достаточную мореходность мотолодки и удовлетворительные ходовые качества.
Скорости мотолодки "Крым-3" различной нагрузкой под разными моторами
Моторы |
Полезная
нагрузка,
кг |
Скорость,
км/ч |
"Нептун-23" |
180 |
30 |
350 |
26 |
2X "Нептун-23" |
180 |
43 |
500 |
40 |
"Вихрь-М" |
180 |
30 |
350 |
25 |
2X "Вихрь-М" |
180 |
43 |
500 |
39 |
"Вихрь-30"
с подобранным
винтом |
180 |
40 |
350 |
35 |
450 |
30 |
Помимо варианта с открытым кокпитом и мягким складным тентом разработана и модификация "Крыма-3" (в том же корпусе) с жесткой рубкой из сплава АМг-5М. При поставке лодки в торговую сеть с целью уменьшения габаритов тары предусмотрена укладка рубки в кокпит в разобранном виде; сбоку рубки из готовых деталей (на винтах) будет производить сам владелец лодки.
"Крым-3" : Новая мотолодка из легкого сплава.В.А.Баснин, Д.Б.Волков "КиЯ" №6(76)-1978г
|
|